Достопримечательности: ,

Парижские катакомбы

«Стоп! Это место — империя смерти». Эти слова начертаны на специальной гранитной табличке у входа в Парижские катакомбы — подземный проход, в котором были обнаружены кости 6 миллионов человек. Реконструкция, продолжавшаяся четыре месяца, обошлась городу в 400 тыс. долларов. И хотя общая протяженность катакомб около 300 км, для туристов открыт участок длиной немногим более 1,5 км.

Теперь самые бесстрашные из туристов смогут совершить жуткое и страшное путешествие по сырым коридорам катакомб, где по сторонам валяются груды человеческих костей и черепов.

Происхождение катакомб связано с периодом строительства Парижа: именно отсюда добывались каменные глыбы, использовавшиеся для возведения домов, дворцов и мощения улиц. Позднее, в 18—19 веках, глубокие и широкие проходы заполнили человеческими останками, перенесенными сюда, чтобы «разгрузить» переполненные городские и пригородные кладбища.

Под землей, под нескончаемым потоком автомобилей и пешеходов, скрываются сотни километров таинственных галерей и сотни кубометров костей и черепов, смешанных с бетоном.

Вход в Город Тьмы находится на площади Денфер-Рошеро и всегда открыт для посетителей, желающих посмотреть на бесконечные ряды аккуратно уложенных человеческих костей. И надо сказать, что после Эйфелевой башни, Лувра и собора Парижской Богоматери это — самое посещаемое место в Париже.

Парижские катакомбы — это наследие древности. Уже во времена Античности на берегах Сены добывали известняк и гипс открытым способом. Промышленные разработки подземных ресурсов начались с XII века. Первый известняк добыли под территорией современного Люксембургского сада. Именно из него построен, например, построен Лувр, Сен-Шапель и собор Парижской Богоматери. Так что под Парижем всегда бродили люди, кто — по каким-то делам, кто — из праздного любопытства. Репутация у парижских катакомб — далеко не самая лучшая.

Сегодня под великим городом два этажа человеческих костей.

К XVII веку земли, заключавшие в себе бывшие каменоломни, оказались в черте Парижа, а значительная часть его жилых районов — возведенной фактически над пустотой.

В апреле 1777 года король Людовик XVI издал специальный Указ о создании Генеральной инспекции каменоломен. Эта Инспекция существует и поныне. На перекрестках подземных галерей развесили таблички с названием проходящих сверху улиц, под наиболее значимыми, в религиозном и общественном отношениях, зданиями на стенах подземных галерей выбивали символ французской монархии — цветок лилии.

Почти в то же самое время, когда была создана знаменитая Инспекция, парижские каменоломни, получив еще одно, новое назначение, обрели и новое имя, — Города Тьмы. В Средние века высокий уровень смертности стал причиной того, что все кладбища, находившиеся в черте Парижа, оказались донельзя переполненными. Например, на кладбище Невинных, которое функционировало с XI века и находилось всего в нескольких сотнях метров от Лувра, уровень поверхности внутри кладбищенской ограды был на 6 метров выше уровня тротуаров всех прилегающих к нему улиц.

В 1785 году Государственный совет постановил перенести кладбище Невинных в бывшие каменоломни Томб Иссуар, находящиеся вне черты города. Подземные «загробные хоромы» должны были быть оборудованы соответствующим образом — их надлежало украсить христианской символикой и соответствующими моменту фразами, напоминающими возможным посетителям о тленности и суетности жизни и величии и неизбежности смерти.

Со временем в катакомбах оказались останки деятелей королевской эпохи: министров Людовика XIV — Фуке и Колбера. После Реставрации монархии с кладбища Еррансис были перенесены останки Дантона, Лавуазье и Робеспьера, с Сен-Этьен-дю-Мон — Марата. С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир «представлен» в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Помимо сохранения бренных останков предков жителей столицы парижские каменоломни использовались также и во многих других, более прозаических целях. С 1814 года, рядом с костями, в них выращивают великолепные шампиньоны, варят пиво, хранят вино и устраивают экзотические кафе.

Сегодня Парижские подземные галереи — это место встреч людей, называющих себя катафилами. Это люди, увлеченные историей подземного Парижа, сохранением его наследия и традиций. В отличие от первых «завсегдатаев» подземного царства, нынешние катафилы располагают точными планами и прекрасно ориентируются на местности . У них существуют свои ритуалы и традиции. Например, каждый уважающий себя катафил регулярно пишет так называемые «трактаты». Как правило, это — небольшие послания, часто в форме комиксов, призывающие уважать и охранять катакомбы, рассказывающие какие-то забавные истории из жизни автора или даже его абстрактные философские размышления. Обычно катафил делает несколько копий каждого трактата, которые потом прячет в укромных местах в подземных галереях. Найденные же «произведения» являются весьма серьезным объектом коллекционирования.

Источник: topnews.ru